Телемедицинские системы

Асинхронная телемедицинская система – многофункциональная система хранения, обработки, обеспечения доступа и обмена информацией. Она состоит из двух узлов: клиента и сервера, каждый из которых может частично выполнять функции другого узла.

Клиентское программное обеспечение располагается на машинах специалистов на местах. На них проводится сбор данных о пациенте, симптомах болезни и необходимая диагностика. Также на них проводятся сами консультации в текстовом, аудио и/или видео формате, отложено или он-лайн. На клиенте хранится локальная база данных пациентов и учетных записей сотрудников, пользующихся им.

Серверное программное обеспечение располагается на выделенной машине – сервере. Оно обеспечивает объединение клиентских машин в одно информационное пространство, хранит объединенную базу данных, проводит централизованную политику учетных записей, анализирует и собирает статистическую информацию, протоколирует проводящиеся конференции и консилиумы.

Принцип работы и взаимодействия системы в режиме:

В режиме «клиент-сервер» клиент и сервер располагаются в определенной иерархии – сервер, как центральный узел сети и как глобальный каталог информации, является главным по отношению к любому клиенту. При работе клиенты используют права и разрешения, полученные с сервера, а также подчиняются серверу в политике предоставления информации о пациентах. Обмен информации между клиентами осуществляется через сервер и проводится под контролем сервера.

В режиме «клиент-клиент» все клиенты находятся в равном положении в иерархии, поэтому, права и разрешения, а также политику предоставления информации, клиенты используют ранее полученные тем или иным образом от сервера. При проведении консультаций и консилиумов, инициирующий консультацию клиент берет на себя часть функций сервера – он определяет права и разрешения, а также политику предоставления информации непосредственно об объекте (одном или нескольких пациентах) консультации, ведет протоколирование обсуждения, хранит в своей локальной базе данных все результаты обсуждения, и при следующей связи с сервером передает ему всю информацию о проведенных консультациях.

Сервер, его задачи и возможности:

Сервер – значительно более производительная машина (или кластер машин), а поэтому, все статистические задачи, задачи централизации данных, задачи обеспечения информацией и правами доступа ложатся на него. Также предполагается, что сервер обладает широкополосными каналами связи с сетями Интернет, Интранет и др. Задачи сервера:

Клиент, его задачи и возможности:

Рабочие станции клиентов должны обеспечивать работу диагностирующего программного обеспечения, а также работу локальной базы данных, возможность проведения аудио и видео консультаций – для этого не требуются сверхпроизводительные системы, однако необходимо специальное аппаратное обеспечение (микрофон, видеокамера или web-камера и пр.). В зависимости от аппаратной части рабочей станции, ширины канала связи станции с сервером или другими клиентами, а также от работающего за ней специалиста, станция может выполнять следующие задачи: